Еще древние греки и римляне использовали состав, напоминающий "венецианскую" штукатурку как основу для рисования настенных фресок. В качестве ее основы использовалась известь и тонко измельченная мраморная мука. Сохранившиеся фрагменты этих фресок до сих пор можно встретить в Риме и на развалинах Помпеев.
Классическая "венецианская" штукатурка известна со времен Эпохи Возрождения — это прозрачная штукатурка на основе многих компонентов, основными из которых являются известковая и мраморная мука.
Техника мраморирования стен была широко распространена итальянцами в эпоху Ренессанса по всей Европе. Белую штукатурку под мрамор можно найти во многих европейских соборах. Ее использовали как основу при росписи стен.
Рафаэль и другие художники этого времени широко использовали колерованную "венецианскую" штукатурку для украшения дворцов и парковых павильонов.
Среди наиболее знаменитых примеров воплощения "венецианской" штукатурки являются фрески Франческо Приматиче и Россо Фиорентино в королевском замке Фонтенбло, Франция (1533-1565), работы Джулио Романо и Джорджио Вазари в Риме, Неаполе и Флоренции. Техника "венецианских" штукатурок достигла своего апогея в XVII и XVIII веках. Причудливые европейские дворцы в стиле барокко и рококо, величественные церкви и просто дома известных людей были украшены многоцветной венецианской штукатуркой.
Сейчас "венецианской" штукатуркой принято называть прозрачную штукатурку из мраморной муки, которая при нанесении особой техникой создает эффект мрамора. В состав штукатурки входит также гашеная известь и водная эмульсия.
То, что создают настоящие мастера при помощи "венецианской" штукатурки, по праву считается произведением искусства. Но надо сразу сказать, что стоит такая работа довольно дорого.
"Венецианская" штукатурка продается в виде густой прозрачной массы в банках или ведерках по 7-25 кг. Наносится на предварительно подготовленные поверхности (гипс, шпаклевку). Непременное условие — стена должна быть идеально ровной: из-за прозрачности материала под ним будут видны даже мельчайшие трещинки.
"Венецианку" можно колеровать в любой цвет. Поверхность будет лучше выглядеть и больше походить на мрамор, если смешать два-три оттенка одного цвета.
Глубина и прозрачность покрытия достигаются специальной техникой нанесения от четырех до десяти слоев материала. Кладут его небольшими штришками треугольным шпателем из кованой нержавеющей стали. После высыхания стену покрывают натуральным пчелиным воском: он славится особой прозрачностью и хорошо защищает покрытие. Это очень важно, потому что даже самую искусную работу можно испортить, покрыв обычным лаком или матовым воском. Впрочем, есть "венецианское покрытие", на которое воск наносить не нужно: все необходимые компоненты эта штукатурка уже содержит.
Неоспоримым достоинством "венецианской" штукатурки является ее водонепроницаемость. Данный вид поверхности можно мыть и чистить моющими средствами, не содержащими растворитель (мыльным раствором, водой). Кроме того, "венецианская" штукатурка создает эффект мраморной поверхности, что позволяет творить картины с эффектом мраморной мозаики. Этому способствует также богатый выбор цветов "венецианской" штукатурки. Кроме того, покрытия с "венецианской" штукатуркой экологичны, не имеют запаха, износостойки, пожаробезопасны, технологичны и быстро сохнут.
Этапы нанесения:
1. Тщательная подготовка поверхности. Стена должна быть идеально ровной, чистой и сухой. Затем наносится один или два слоя специальной грунтовки для этой штукатурки или слой виниловой (акриловой) краски.
2. Нанесение "венецианской" штукатурки. Работу можно начинать только после высыхания грунта. Аккуратно — штрих за штрихом, слой за слоем — шпателем наносят покрытие. Каждому слою дают высохнуть и зачищают его, чтобы устранить неровности. Первый слой — сплошной. Он наносится равномерно на всю стену и задает тон будущему произведению. Кроме этого он позволяет окончательно выровнять поверхность. Все последующие слои — отделочные. Наносятся они так: гибким стальным шпателем "рисуются" отдельные короткие мазки и стена становится похожа на леопардовую шкуру. Сверху накладывается еще один "пятнистый" слой, потом еще один. И так до тех пор, пока пятнистость не станет еле уловимой, как игра света и тени. Минут через двадцать после нанесения последнего слоя можно зачистить поверхность мелкой наждачной бумагой круговыми движениями.
3. Нанесение слоя защитного белого воска. Применение лаков не рекомендуется (от них поверхность может помутнеть). Можно использовать как натуральный, так и синтетический воск. Поверхность, покрытая натуральным пчелиным воском, глянцевая. А воск на синтетической основе дает теплый матовый оттенок и водонепроницаем. Поэтому, если вы хотите оформить "венецианской" штукатуркой стены в ванной комнате или бассейне, то лучше взять синтетический воск, он идеально защитит покрытие от влаги.
По правилам, второй и третий слои обязательно должны отличаться по тональности от первого. Например, они могут быть светлее, или, наоборот, темнее основы. И в том, и в другом случае создаются разные эффекты.
Отделку ведут участками площадью от 0,5 м2 до 1 м2. При этом последовательно выполняют четыре операции:
-
нанесение мазков материала (можно разных цветов);
-
их разравнивание;
-
разглаживание материала по площади участка;
-
глянцевание поверхности (полирование).
При нанесении мазков нажим на гладилку в начале и конце движения ослабляют (как при соскабливании), тем самым изменяя толщину слоя материала. Полностью закончив работу на одном участке стены, весь цикл операций повторяют на соседнем и так до тех пор, пока не будет отделана вся стена. При разглаживании и глянцевании движения гладилки должны обязательно пересекать границы смежных участков. Оптимальную технику движений и нажим на инструмент надо подобрать для себя опытным путем. Если вы не чувствуете полную уверенность в своих действиях - наймите одного из наших мастеров на странице ремонт домов в Мытищи.
К покрытию можно прикасаться через 6 часов, через сутки — использовать помещение, но окончательно стены просохнут лишь через неделю.
"Венецианская" штукатурка держится очень долго на стене. Специалисты дают гарантию на 5-10 лет. Однако рекомендуется при расстановке мебели на всякий случай оставлять между стеной и мебелью зазор в пару сантиметров, чтобы она не терлась о штукатурку.